Vl. ТЕЛОСОФИЯ И ОККУЛЬТИЗМ
Оккультизм следует учению древних, указывая относительную природу реальности мира обыденного человеческого опыта, предвечность существующего порядка вещей, АБСОЛЮТ, ПАРАБРАМАН - как исходную точку, первопричину и конечную точку всякого существования, утверждая, что человек, его мир, вписаны в эту извечную цикличность, что знания, возможности человека лишь потенциально всеобъемлющи, актуально же конечны, ничтожны, ложны. Оккультизм, обрушивая на человека бездну информации, источников, подавляет его, демонстрирует ничтожность собственных его знаний, и тем самым превращает его в пыль космических игр, в коих подлинные игроки - Аватары.
Фундаментальные принципы оккультизма просты и рассчитаны на психологию обывательского ума. Они утверждают: ложь есть зло, истина есть добро, ум человеческий мал и ограничен, потому все извращает. Истина прописана в священных писаниях на символическом языке и потому сокрыта от непосвященных. Есть плотный мир, мир обычного человеческого существования и есть мир тонкий, открытый лишь избранным. Этим возможности человека умаляются, его ум, вера, чувственное восприятие мира - все это объявляется извращенным. Священные писания, благая весть - не для обычного человека писаны, не к нему обращены.
Утверждается ими: учителя, посвященные, вот светочи истины, поводыри человечества, крохи знания которых благоговейно должен принимать человек.
Телософия утверждает: содержательно только посюстороннее, выразимое в реальном "живом" человеческом опыте, имманентно-человеческое. Трансцендентное, "тайное" онтологически и гносеологически вторичны, абстрактны. Любые "тайны" мира сухи, плоски, механичны, мертвы перед вечной Тайной жизни. Секреты посвященных лишь бред робота - графомана,описывающего полет пчелы, запах розы, улыбку ребенка. Тайнопись мира явлена каждому, ежемгновенно, в объеме всех человеческих чувств, язык ее - волнение живой души человеческой от прикосновения к краскам мира.
Стержневой идеей оккультизма, с великим пафосом утверждаемой повсеместно, является идея перевоплощений. Христианство обвиняется в забвении этой идеи. Подчеркивается, при этом, нелепость теории вечных мук или вечного блаженства за дела одной короткой малоосмысленной жизни на земле.
Такие обвинения принадлежат, конечно же, мистикам, но правильнее назвать их недомистиками. Настолько просты, схематичны их построения. Ценность человеческого существования измеряется ими количеством жизней здесь, на земле. Каждая такая жизнь - это жизнь неполноценного умом, чувствованием мира существа и так в перспективу дали безмерной, именуемой кругом сансары.
Телософия утверждает: жизнь человеческая, здесь и сейчас протекающая, вбирает, проецирует на себя все предсуществование как данного существа, его вида, рода, так и всего актуально существующего. В рисунке, ритме жизненных ситуаций проигрываются различные планы существования, в которых воспроизводится сложнейшая морфология реальности, живой человеческой реальности, в которую включено каждое человеческое существо и в которой нет тайн, как сокрытого, а есть пока непосильное, пока оставленное на мудрое бессознательное реагирование целостности человеческого существа.
Жизнь человеческая содержит в себе тайнопись прошлого и будущего, которые актуально присутствуют в настоящем, утверждают себя, инициируют самоопределение человека по отношению к ним. Прошлое есть у каждого существа, как и будущее. Есть планы существования до актуального рождения на земле и есть миры посмертного существования, но то и другое изменяемо в настоящем, а потому и вторично. Кармическая и дхармическая детерминация человеческого существования - есть культурно, философски осмысленный факт. Христианское восстание против него, сосредоточение всех сил души и ума человека на здесь и сейчас существовании есть необходимое условие (которое со временем превращается в самодостаточное) разрыва фатальной неизбежности этой детерминации, разрыва не для отдельных людей, но для всех, что в завершенности своей означает рождение нового человека, нового космоса.
Форма здесь и сейчас существования человека, настоящее его, есть душа. Она полноценна, полносоставна, а вовсе не аспект, наряду с телом и духом, полного человеческого существа.
Человек в настоящий период обретает силы к психургии (психическому управлению), к возвращению себе отчужденных сил для непосредственного управления миром простым движением души.
Оккультизм утверждает: возможность вечного мучения за одно мгновение, чем, в сравнении с вечностью, является жизнь человека, делает религиозное объяснение смысла жизни неудовлетворительным и неприемлемым. Жизнь человека приравнивается мгновению перед лицом вечности. Но что эта вечность? Она понимается как некий умопостигаемый, самовоспроизводящийся ход событий, автоматизм мировой истории, в который вписан человек. Знание этой вечности оперирует чудовищными цифрами, выражающими ее циклы, но и за этими цифрами просматривается неполноценность, тривиальность идеи такой "вечности", и рождаются мифы жизни и смерти "вечности", дни и ночи Брамы.
А что мгновение ? Оно пугающе таинственно для автоматизма мышления этих "мистиков", оно невыразимо ни в единицах времени, ни каких иных определениях и оно всеобъемлюще, всесодержаще. Действительно, какими бы чудовищными временными величинами не оперировало наше воображение, жизнь всегда протекала в настоящем, которое всякий раз вечно, всегда мгновенно. Эта извечная мгновенность жизни и есть печать ее тайны, насмешка жизни над "эзотериками", возможность ее мгновенно изменить все и вся, вечный тест - разделение живого от мертвого, автоматичного. Но мертвое хватает живое, очаровывая ритмами и циклами "всезнания" умы человеческие и воспроизводя себя вновь и вновь через порабощение души людей.
Оккультизм возрождает знание старого мира, захваченность которым духа человеческого означает невозможность спасения его души из вечного круговорота манвантарной вселенской машины.
Оккультизм вопрошает: если нет предшествующих жизней человека, то чем объяснить убожество, умственные, физические, материальные недостатки одних и благополучие других?
Предсуществование и у человека, и у иных существ, конечно же, есть, но отождествлять формы и смысл его по подобию настоящего существования и, таким образом, - будущего, - это уже пустая претензия некритического, обывательского, по сути, человеческого ума на схватывание подлинных, трансцендентных форм бытия.
Гностическое трюкачество оккультизма здесь в том, что опорочив, снизив знание и чувственный опыт реальной человеческой жизни, девальвировав саму ее ценность (бесценность) увязыванием в циклы бесчисленных воплощением, он берется судить о прошлом и будущем в их беспредельности, плоско воспроизводя основные формы обыденной жизни. Итак: внутренне (имманентно) присущее реальной жизни объясняется из схем трансцендентной реальности (неискаженное понимание которой дается только "учителем", "посвященным"), представления о формах существования до рождения и после смерти даются подобными формам обыденной жизни и потому опознаваемыми для обывательского опыта. Трансцендентное оказывается банально-плоской схематизацией посюстороннего опыта, детски раздутого в безмерных количественных параметрах.
Земная жизнь человека не есть начало, и смерть - не конец. Рождению предшествует беспредельность прошлого, смерти наследует вечность будущего. Оккультизм понимает это так, что настоящее подобно прошлому и будущему и подчинено им, будучи каплей в океане вечности. Телософия утверждает вечность прошлого и будущего и утверждает их актуальное самовоспроизводящее присутствие в настоящем.
В понимании времени мы радикально различны с оккультизмом. Время реально, значит и субъективно. Подлинно во времени лишь настоящее, что было и будет - есть в настоящем, как субвремена, как подчиненность. Прошлое и будущее, раз появившись с грехопадением в разум, бесконечны и безвыходны, если устремляться к приумножению знания, разума.
В настоящем, в земной реальности должен человек найти в себе душевные силы противостоять всей мощи космического духа, сил и сущностей, имея перед собой путеводной звездой (надвременной, надреальной) Спасителя. Настоящее есть вечно предоставляемый человеку шанс спастись, подлинное спасение - спасение вместе с миром.
Для оккультизма истинное во времени - это две вечности будущего и прошлого, некие изначально надчеловеческие великие ТАЙНЫ.
Для нас эти тайны вторичны, они осуществляют себя, вампиризируя душу человека, энергию души. Это великие призраки, питаемые душами людей. Они, эти две "вечности", и есть иллюзия, но иллюзия, сковавшая дух, разум человека и через это эксплуатирующая его душу. Призрачность, мимолетность настоящего есть следствие пассивности души перед духом и телом.
В своем будущем, настоящем и прошлом человечество находится непрерывно, проживая их ежесекундно, каждое мгновение и во всей целостности времени (времен). Будущее, настоящее и прошлое актуально существуют для человека, в человеке, как его духовное, душевное и физическое тела.
Наивысший онтологический статус имеет настоящее, форма существования человека в котором, - душа,- есть форма приобщенности к онтологически высшему миру, - к Богу-Отцу, - порождающему мир началу, которое принципиально неверно отождествлять с абсолютом, вселенским разумом, гармонией космоса, конечной целью мирового развития и прочими построениями человеческого разума.
Божественный разум и вселенский разум (абсолют) - это разные субъекты. Божественный разум проявлен в сынах его, дан человеку как подлинная природа души человеческой. Разум вселенной есть разум вторичный, косный, соблазняющий. Человек, но не мир, не вселенная, есть мужское, творящее начало, есть агент Бога. Через человека, как стержень мира, вселенной, Бог творит миры.
Жизнь человека не есть небольшой эпизод из планомерного и закономерного движения эволюции космической жизни, в котором человек является лишь звеном, а есть путь спасения, на котором человеку актуально дано все его прошлое и будущее, дан весь необходимый онтологический инструментарий для собственного и коллективного исхода из ловушки, западни форм отчужденного человеческого существования в мире сем. Основное - активность жизни души человеческой, в ее связи с формами телесной (причинно-следственной) и духовной (телеономической) интегрированности в состав родового человеческого и тотально-биологического существа.
Подлинная задача существования человека в мире грехопадения заключается в том, чтобы превозмочь силой разума, силой духа, верой, здесь на земле, пласты духовной реальности, которые клишируют будущее существование человека (человечества). Захватив высшие из рекордов человеческого духа, трансформировав их в практическом духодеянии, в котором реальность есть письмена духа, следует проективно осмыслить христианскую религию и мифологически вложить в реальную историю Христа .ретро-, про-, и перспективную историю человечества. Это проективно-деятельностный смысл христианства.
Осмысливая, нравственно переживая вновь свою жизнь, жизнь человечества, осознавая учения древние и новые, воспринимая духом стоящие за этими учениями духовные реальности и сущности, следует превзойти их в духе и разуме своем, осмыслить в мистерии Христа, понимая историчность, над- и подвременность его жизни и учения. Приближаясь в духовном подвиге своем к Христу, следует отказываться от разума, духа и тела своего, доверяя Ему в детской полноте своей души.
Христос воскресший - собор душ христианских. По образу и подобию Его воскреснем и мы, по Божьей воле его и подобию нашему будет создан новый мир на месте старого мира, проклятого ставкой человека на познание добра и зла, на разум на рекорды духа [Блажен нищий духом].
Оккультизм воспроизводит древнее убеждение человечества в том, что жизнь управляется вечными и неизменными законами, которым подчинено все находящееся во вселенной.
Христос нас учит: не человек для субботы, а суббота для человека. Не человек для законов, а законы для человека. Все "вечное" и "неизменное" задается, воспроизводится, меняется человеком (родовым человеческим существом) в мгновения. его настоящего. существования.
Самые фундаментальные законы бытия, сама структура материи воспроизводятся как некая морфология, коллективное состояние душ актуально существующих людей и могут быть мгновенно изменены сознательным применением онтологического инструментария, обозначаемого по степени его действенности как Психургия, Теургия, Демиургия. При этом не должно происходить захвата и отождествления души человека-творца с применяемым инструментарием (духоформами). Человек-творец избегает дальнейшего отчуждения в духоструктуры своих психических сил и возвращает в актуальное пользование коллективному человеческому существу отторгнутые от него силы, способности.
Оккультизм говорит о множественности обитаемых миров, о вхождении земной реальности в космическую цепь миров. Этот тезис смыкается с убеждением уфологов, людей с "открытым", "космическим" сознанием, которых сегодня становится все больше вокруг, и в поклонении космосу которых легко распознается старое языческое начало. Убеждение о множественности обитаемых миров противопоставляется косности современного научного сознания и обывательской религиозности.
Наша позиция в этом вопросе состоит в том, что множественность обитаемых миров (реальностей), вхождение земных форм жизни в кругооборот форм в цепи миров есть сегодня безусловное достояние человеческого духа. Но сами эти миры не рядоположены в некоем всеобъемлющем пространственно-временном континууме.
Связь-переход из одного из них в другой есть метаморфоза, подобная смерти, но не только индивидуума, но вида, рода, как реальных существ, со свертыванием физики, геометрии пространства-времени, в которых осуществляется жизнедеятельность рассматриваемой формы жизни. Более того, каждый объект, данный нам в живом чувственном опыте, имеет некие внутренние измерения, некое внутреннее пространство существования, в котором он есть уже субъект, уже активно полагающее себя начало, творящее форму собственной реальности (в котором автоматизм родового воспроизведения множит подобия этого субъекта). Объектная же его форма в опытной реальности нашего существования есть только проекция, - сложность, развернутость которой, - есть следствие от подобия (гомотипии) генезиса данного существа нашему.
Тезис множественности обитаемых миров в космосе не есть еще утверждение возможности их опознаваемого и даже просто осмысленного участия в генезисе форм земной жизни. Не следует его понимать как призыв открытости к космосу и ожидания от него (космоса) спасительных даров.
Земная реальность человеческого существования есть всеохватная целостность, а не часть, не фрагмент, а значит содержит, отображает в себя все иные космические формы жизни. Отображает в виде, гармонизированном с другими формами, что собственно и воспринимается как целокупность опытно-данных существ и объектов реальности.
Оккультизм недомистичен, он не понимает всеохватности форм земной жизни, всеотображения в обыденном, текущем моменте жизни всей вселенской сложности мира, всей цельности его во времени и пространстве.
Земное сознание в кодах земных культур, в представлениях науки и религии отображает все коды космической соподчиненности форм жизни. Истинное во все времена имманентно дано человеку в эмпирической реальности его существования. Трансцендентное знание само по себе бессмысленно, а в своей активности - разрушительно. Смысл трансцендентного - в инициации имманентного (всегда и только имманентного) развития знания. Никто и ничто не устроит мир и судьбу человека, кроме самого человека.
Неразумно ожидание спасения человечества, как подарка ему. Человека на каждом этапе ждет то, что он заслужил. Мир, в котором он живет сейчас, уподоблен ему. Переход в другой (новый) мир не спонтанен, а есть процесс, духовное и реальное делание.
Боги не решают, не создают и не спасают, они инициируют в человеке то, другое и третье. Высшая форма божественного участия в делах человеческих произведена через сына человеческого Иисуса Христа.
Высшая форма человеческого знания не умаляет человека, не разбивает веру его, но сливается с верой, объединяет, до тождественности, человека, земной мир и космос, отождествляет будущего родового человека (будущего Адама) с сыном Божьим - Иисусом Христом.
Христос уже превзошел дух старого мира, что и явил воскрешением в теле. Теперь задача человека в том, чтобы в реальности, обратившись к Христу, изменить себя и мир.
Мир и Бог антропоморфны. Космос, Бог, Человек - тождественны. Тождественность эта не есть состоявшийся факт, но есть вечная задача, вечный поиск человека.